На стыке столетий за границей стали активно проводиться исследования, позволяющие увеличить продажи и привлекательность товара с помощью ароматов. Направление за несколько десятилетий доказало свою эффективность. Аромамаркетинг не только стимулирует продажи, но и позволяет задержать покупателей или посетителей дольше в стенах офиса, магазина.
В России многие бренды стремятся иметь собственный уникальный запах. Например, все ведущие банки устанавливают свои требования к запахам с учетом задач, которые они должны решить. По результатам исследования российской Ассоциации сенсорного маркетинга распространение специально подобранных ароматов:
Для получения нужного результата используется распыление ароматических веществ с помощью специального оборудования. На современных предприятиях и в крупных офисных центрах устройство встраивается в систему вентиляции. Может устанавливаться и локально в заранее определенном месте. Аромат под давлением расщепляется до 2-3 микрон, подается в воздух в виде сухого холодного пара.
Предприятия, профессионально работающие по этому направлению, не применяют аэрозоли, гели или способы испарения вещества под воздействием высоких температур. В качестве главного компонента применяются специальные химические составы. Они отличаются своей стабильностью и устойчивостью. Поэтому запах быстро не исчезает, например, как в мыле.
Когда человек вдыхает воздух, на его обонятельный эпителий попадают молекулы воздуха. Это приводит к раздражению рецепторов. Последние передают сигнал через нервы в корковый центр, где происходит обработка поступившей информации. Отделы мозга, входящие в центр обоняния мозга, дополнительно регулируют вегетативные функции, эмоции и отвечают за создание мотивации.
В 2004 году обладателями Нобелевской премии стали исследователи механизма, позволяющего ощущать разные запахи. Оказалось, что путь аромата короче, чем у вкуса или звука. Обоняние не проходит сквозь таламус на пути к пониманию.
В ходе многолетних исследований выяснилось, что люди оценивают друг друга по тончайшим запахам, которые идут от собеседника. Полученная информация анализируется на подсознательном уровне. Эти исследования и легли в основу аромаракетинга.
Его успешно используют:
Крупные компании с большим трафиком предпочитают применять свои фирменные ароматы, заставляя покупателя возвращаться к тем запахам, которые пришлись по душе. В некоторых организациях используется сезонный аромамаркетинг, например, перед новогодними праздниками.
Ароматы по-разному воздействуют на людей, поэтому условно их разделили на несколько групп:
Возможности аромамаркетинга в офисах и компаниях почти не ограничены. С помощью ароматов ожидание в очереди превращается в приятное времяпрепровождение. Есть специальные варианты для залов ожидания и страховых компаний.
При выборе ароматов желательно изучить и предпочтения целевой аудитории. Например, если ассортимент рассчитан на подростков, привлекательными будут ароматы колы, лайма. Изысканным клиентам или деловым партерам понравится роза, жасмин, ландыш, ваниль. С последним запахом эксперты рекомендуют быть осторожным, поскольку он относится к богатым, но подходит не всем людям.
В условиях жесткой конкуренции, перегруженности информации аромамаркетинг становится востребованным. В качестве активных компонентов используются искусственные вещества, которые не вызывают аллергических реакций, воздействуют на человека по принципу ассоциаций.